Как создавать и запускать успешные проекты

22 июля 2015 · Даниил Соколовский

Бизнес Книги

Избранные цитаты из книги «Getting Real».

«Getting Real» — замечательная книга о создании и запуске проектов. Её написали основатели компании Бейскэмп (по названию одноименного сервиса), ранее известной как 37signals.

Авторы книги делают акцент на разработку веб-приложений, однако подход применим практически в любой области: от дизайна сайтов и написания музыкального альбома до создания IT-стартапов и открытия малого бизнеса.

В этой статье я с удовольствием делюсь любимыми главами и цитатами. Официально книга не выходила на русском языке, поэтому ниже — мой вольный перевод.

Книга «Getting Real» доступна на Амазоне и на сайте компании


Про подход

Делайте меньше. Народная мудрость гласит: «чтобы превзойти конкурентов, нужно быть на шаг впереди». Если у них четыре функции — сделайте пять. Если они потратили X денег, потратьте XX. У них двадцать — делайте тридцать! Такое мышление ведет в тупик. Это дорогой, оборонительный и даже отчасти параноидальный способ создания продуктов. Компании, которые принимают оборонительную позицию, не могут быть впереди по определению— они следуют. Так что же делать? Ответ — делать меньше. Делайте меньше, чем конкуренты, чтобы превзойти их.

Создавайте для себя. Лучший способ создания продукта — делать его для решения собственных проблем. Так вы будете точно знать что важно, а что нет. Поверьте, вы не одиноки. Если у вас есть эта проблема, то вероятно она также есть у сотен тысяч других людей. Вот вам и целевая аудитория. Решая проблему, вы создаете инструмент, к которому неравнодушны. А страсть — это ключ.

Меньше массы. Чем массивнее объект, тем больше энергии необходимо для смены его направления. Это справедливо как для физических объектов, так и для мира бизнеса. Когда дело касается веб-технологий, изменения должны быть легкими и недорогими. Если вы не сможете измениться на лету, вы проиграете тем, кто может. Поэтому стремитесь к меньшей массе.

Масса увеличивается от: долгосрочных контрактов, избытка сотрудников, перманентных решений, корпоративных митингов, инвентаря (физического и ментального), проприетарного оборудования, долгосрочных планов действий и офисной политики. Масса уменьшается от: умения думать «здесь и сейчас», небольшой команды, мультизадачных сотрудников, открытого ПО, ограничений, меньшего количества фич, кода и интерфейса.

Про деньги

Деньги со стороны — это план «Б». Получение финансирования — приоритет многих стартапов. Но помните, если вы обратитесь за деньгами инвесторам, то придеться им отвечать. Ожидания возросли. Они захотят деньги назад, и быстро. Печально, но именно это часто служит проблемой в желании создать качественный продукт. На самом деле, для начала нужно не так уж много. Оборудование бывает недорогое, много хорошего ПО и сервисов доступно бесплатно. К счастью, за страсть тоже платить не нужно. Подумайте хорошенько, что действительно необходимо, а без чего можно обойтись. Сможете ли вы работать с тремя людьми вместо двадцати? Что вы сможете сделать за три месяца, а не за шесть? Что вы сможете сделать, если сохраните основную работу, а своим проектом будете заниматься в свободное время? Ограничения — это хорошо. Они заставляют искать идеи и работать более эффективно.

Зафиксируйте время и бюджет. Простой способ запускать проекты во время и в рамках бюджета: зафиксировать их. Не вбрасывайте дополнительное время или деньги на проблему, вместо этого меняйте «масштаб». Добавить новые фичи еще успеете. Существует миф, что можно запускать проекты в срок, в рамках бюджета и с полным функционалом. На деле же это почти никогда не происходит, либо страдает качество. Лучше запустить продукт высокого качества и с меньшими функциями, чем планировалось, чем запустить что-то средненькое в полном объеме. Чудес не бывает.

Про решение проблем

От большего к меньшему. Не вдавайтесь в детали на ранних порах. Не волнуйтесь о размере заголовка на первой неделе. Не нужно делать идеальный оттенок зеленого. Не нужно двигать кнопку «Отправить» на три пикселя правее. Просто добавьте это всё на страницу. Убедитесь, что оно работает. Детали покажут себя по мере использования того, что вы создаете. Вы увидите, что именно потребует внимания, а что отсутствует вовсе. Только тогда, не раньше.

Решайте проблемы по мере поступления. Вам действительно нужно волноваться о том, выдержит ли сервер нагрузку в 100.000 пользователей, если это случится только через два года? Действительно ли нужно нанять восемь программистов, если сегодня нужны только три? Действительно ли нужны сейчас 12 самых мощных серверов, если сайт может работать еще год лишь на двух? Удивительно, как часто люди думают о проблемах, которых еще нет. Не думайте. Увеличивайте мощности по мере нужды, иначе вы рискуете потратить энергию, время и деньги на то, что может никогда не случиться.

Работайте по итерациям. Не надейтесь сделать всё правильно с первого раза. Позвольте продукту расти и эволюционировать. Разработка по итерациям позволит каждый раз принимать взвешенные решения. Вдобавок у вас уже будет работающее приложении быстрее. В результате вы раньше получите фидбэк и поймете, что требуется внимания и доработки.

Пытаясь угодить всем, вы не угодите никому

Про людей

Три мушкетера. Начните с трех людей в команде. Это магическое число даст достаточно рабочей силы и в то же время позволит остаться гибким. Наймите разработчика, дизайнера и кого-то, кто может плавать между этих двух миров. Если вы не можете создать первую версию продукта с тремя людьми, вам нужны либо другие люди, либо другая первая версия.

Наймите хороших писателей. Если перед вам вами стоит выбор между несколькими людьми на позицию, всегда нанимайте того, кто лучше пишет. Совершенно не важно, будь этот человек дизайнером, разработчиком, маркетологом или кем-либо еще, умение писать окупится: оно ведет к ёмкому, эффективному коду, дизайну, письмам и коммуникации. Потому что «быть хорошим писателем» — это больше, чем просто слова. Хорошие писатели знают, как общаться. Они объясняют вещи проще. Они могут поставить себя на место другого человека. Они думают и выражают свои мысли ясно. И это как раз те качества, которые нужны.

Не разделяйтесь. Многие компании разделяют дизайн, разработку, копирайтинг, поддержку и маркетинг в разные отделы. Хотя такая специализация имеет преимущества, она создаёт ситуацию, когда все сотрудники живут в своих маленьких мирках вместо контекста общего проекта. Сближайте команду к нормальному живому общению в течение процесса работы, насколько это возможно. Не позволяйте важным вещам тонуть из-за трудностей общения. Пусть копирайтер работает с дизайнерами. Убедитесь, что разработчики видят запросы от техподдержки. Даже лучше — наймите людей с несколькими талантами. В результате вы получите более гармоничный продукт.

Предпочитайте быстро обучающихся людей широкого профиля. Мы никогда не наймём какого-нибудь «проектировщика интерфейса». Это слишком узко. В небольшой команде, как у нас, просто не имеет смысла нанимать людей с такой узкой специализацией. Маленьким командам нужны «мультизадачные» люди. Дизайнер, который умеет писать. Программист, понимающий дизайн. Все должны иметь представление о том, как проектировать интерфейс (чтобы в их понятии это не означало). Все должны уметь общаться с клиентами. Имейте в виду, что маленьким командам часто приходиться менять направление, и делать это быстро. Вам нужен кто-то, кто сможет подстроиться под перемены и научиться в процессе, а не специалисты, застрявшие в своем узком направлении.

Про дизайн

Текст — тоже дизайн. Хороший интерфейс написан. Если вы думаете о каждом пикселе, каждой иконке, каждом шрифте, подумайте и о тексте. В процессе написания интерфейса ставьте себя на место пользователей: что им нужно знать? Вы пишете на кнопке Отправить, Сохранить, Обновить или Создать? Это копирайтинг. Написано три предложения или пять? Вы объясняете вещи на общих примерах или с конкретикой? Вы называете контент Новый, Обновленный, Недавно обновленный или Измененный? Вы пишите «Новых сообщений: 5» или «У вас 5 новых сообщений»? Всё это — важно.

Контекст важнее постоянства. Должно ли действие быть кнопкой или ссылкой? Зависит от действия. Сделать календарь в виде списка дат или сетки? Зависит от места использования и временного интервала. Необходимы ли навигационные ссылки везде? Должен ли быть поиск на всех страницах? Нужен ли одинаковый футер везде? Ответ: «всё зависит от контекста». Поэтому контекст важнее постоянства. Дизайн может быть непоследовательным, если людям так удобнее с ним работать. Дайте им только то, что важно, а от ненужного избавьтесь.

Про маркетинг

Делайте «голливудский» запуск. Разве есть смысл запускать продукт в глухом лесу? Если не создать шумиху вокруг своего продукта, люди просто не узнают о нём. Создавайте шум и предвкушение в стиле голливудских фильмов: тизер → превью → запуск.

Тизер. За несколько месяцев до запуска начинайте пускать слухи. Расскажите людям, над чем вы работаете. Выложите логотип. Напишите в блог о разработке. Пишите без подробностей, но достаточно, чтобы посеять интерес. Также установите форму подписки по электронной почте для тех, кто заинтересуется.

Превью. За несколько недель до запуска покажите свои преимущества: расскажите детали продукта, опубликуйте фотографии. Приоткройте занавес «закулисных» подробностей. Расскажите об идеях и принципах. И обязательно призывайте людей подписываться на рассылку. К моменту запуска Бейскэмпа у нас уже были тысячи почтовых адресов, и это безумно помогло получить начальный импульс.

Запуск. Момент истины. Больше скрывать нечего — выкатывайте, всё что есть!

Промо-сайт. Качественный продукт — лучшая реклама. Если ваш продукт приносит пользу, о нём узнают быстро. Тем ни менее, вам все равно нужен хороший промо-сайт. Вот несколько идей, что туда можно включить: общая информация и польза продукта; тур с фотографиями и видео; философия и идеи; живые примеры использования; цитаты покупателей, обзоров и прессы; где купить и цены; блог.

Блог может быть эффективнее рекламы. Реклама — это дорого. А оценка эффективности различных типов рекламы порой оказывается еще дороже. Вместо традиционной рекламы, рассмотрите продвижение через собственный блог. Пишите в нем не только о своих продуктах, но также делитесь советами, ссылки и любой полезной информацией. Наш блог «Signal vs. Noise» читают тысячи людей благодаря полезным и информативным статьям в перемешку с юмором, который мы постоянно публикуем.


Кажется, я увлекся :-) Однако это лишь малая часть глав. Если есть возможность, прочитайте книгу полностью. Мы в студии разделяем подходы, описанные в книге, и надеемся вы тоже найдете их полезными.

Читайте также

Процесс: лого визажиста Анны Ротарь

Процесс: лого визажиста Анны Ротарь

В студии разработан логотип визажиста Анны Ротарь. Ключевую роль в лого играет буква А, которая стилизована под карандаш со следом от него.

19 сентября 2016
Обновление сайта daniellesden.com

Обновление сайта daniellesden.com

Представляем обновление сайта специально для мобильных пользователей. Теперь сайт плавно адаптируется под любой экран: телефон, планшет, ноутбук или настольный компьютер.

23 июня 2016
Книга про буквы от Аа до Яя. Конспект. Часть 1

Книга про буквы от Аа до Яя. Конспект. Часть 1

Замечательная книга Юрия Гордона лежит у меня на столе и очень помогает в работе с буквами. «Книга про буквы от Аа до Яя» — это настоящая энциклопедия и учебное пособие. Чтобы лучше усвоить информацию, я сделала конспект книги. Надеюсь, другие дизайнеры и начинающие шрифтовики тоже найдут конспект полезным.

7 сентября 2016