Дизайнерам. Правило близости

30 сентября 2016 · Таня Соколовская

Дизайн

Дизайнеры часто ставят дизайн на первое место и оправдывают неряшливость работ словами: «здесь такой творческий замысел» или «такая авторская задумка». Но дизайнер — не художник.

Дизайнер ≠ художник

Интернет, печатная продукция и наружное оформление — это визуальные среды, которые несут информацию. В отличии от художественных картин, люди читают сайты и вывески, чтобы о чем-то узнать: как купить продукт, связаться с компанией или пройти в библиотеку. Поэтому в работе над информационным дизайном в первую очередь важно не навести красоту, а ясно и однозначно донести информацию. В этом дизайнеру помогают правила и рекомендации.

В этом посте я расскажу о главном принципе восприятия информации и следующем из него правиле.

Немного теории

В основе правила лежит принцип близости в гештальт-психологии — расположенные рядом объекты воспринимаются вместе.

Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика

Отсюда вывод:

Внутренние расстояния элемента должны быть меньше внешних.

Закон близости работает на всех уровнях: в буквах, словах, предложениях, абзацах и модульных макетах. Если этот принцип не соблюдать, то элементы могут образовывать случайные нежелательные связи и вызывать курьёзные ситуации:

Рассмотрим текстовый блок. Расстояние между словами является внутренним, а расстояние между строками (интерлиньяж) — внешним. Поэтому, согласно правилу, увеличим интерлиньяж:

Справа интерлиньяж увеличен. Блок выглядит аккуратнее и легче

Если добавить к тексту заголовок, то интерлиньяж заголовка — внешнее, должен быть больше, чем интерлиньяж текста — внутреннее. Помните, внешнее всегда больше внутреннего:

Блок с правильно выстроенными расстояниями считывается легче

Если этот блок положить на плашку, то ее поля будут играть роль внешнего, поэтому они должны быть больше интерлиньяжа заголовка:

Большие поля плашки придают блоку значимость

Теперь рассмотрим это на примерах.

В буквах и словах

Для примера напишем слово:

В слове внутреннее расстояние играет пространство внутри буквы, а внешнее — пространство до соседних букв. Сейчас правило близости нарушено. Буквам тесно, прочитать слово тяжело. А серединка буквы О напоминает дырку.

Увеличим межбуквенное расстояние так, чтобы визуально буква О перестала дырявить слово:

Появилась некая торжественность, буквы дышат, слово читается значительно легче.

Добавим еще два слова, но пробел между ними оставим стандартным:

Фраза читается тяжело, создается впечатление, что это одно длинное слово.

Увеличим пробелы между словами:

Уже лучше, продолжаем эксперимент. Заменим шрифт на более вытянутый:

Так как буквы ýже, расстояние внутри них стало меньше, значит можно уменьшить расстояние между самими буквами:

Готово! Фраза стала компактной, ясной и легко считываемой.

Так эта надпись выглядит на здании аэропорта:

Фото из сети

А вот как она могла бы выглядеть при соблюдении правила близости:

Не мешало бы и флаг выровнять по буквам, но не об этом речь

В текстовом блоке

Если между словами роль внутреннего и внешнего играют межбуквенное расстояние и пробелы, то в абзаце эти роли достаются пробелам и интерлиньяжу.

Рассмотрим пример из абзаца с заголовком. Абзац и заголовок это два самостоятельных объекта. Роль внешнего для них играет расстояние от заголовка до первой строки. Роль внутреннего играет расстояние между строками — интерлиньяж текста.

В этом примере мы видим, что расстояния равны. Такой текст выглядит некрасиво, читать его неудобно. Оставлять текстовые блоки в таком виде нельзя.

Приведем его в порядок. Сперва увеличим расстояние от заголовка до текста:

Стало лучше. Заголовок приобрел независимость.

Теперь увеличим расстояние между строками, но не забываем, что это расстояние играет роль внутреннего и должно быть меньше внешнего:

Готово.

В текстовом блоке с изображением

Теперь рассмотрим связку из текстового блока, заголовка и иллюстрации. Например, такой скриншот сайта:

Блоки состоят из трех элементов: картинка, заголовок и описание. Мы видим, что текстовые описания трех столбцов болтаются сами по себе, а их заголовки прилипли к картинкам. Это неправильно.

Тут работает еще один принцип из гештальт-психологии — принцип схожести:

Элементы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Заголовок и текст имеют большую связь, нежели картинка и заголовок, поэтому следует описания подвинуть к своим заголовкам:

Вместе они создают единый блок, который вступает в связь с картинкой над ним.

На каждом уровне соблюдено правило близости:

Еще один пример. Разберём такой блок:

Было

Применяем правило близости: увеличиваем интерлиньяж текста и отодвигаем текст от заголовка. Увеличиваем поля со всех сторон. Убираем кнопку «Подробнее», а ее функцию переносим на заголовок. Стрелку, которая указывает в никуда, переносим к заголовку.

Стало

Элементов меньше, информативность не пострадала, блок стал чище и аккуратнее.

Еще пример:

Было

Выравниваем расстояния в текстовом блоке. Сдвигаем иконку чуть правее, за линию текста, чтобы визуально она казалась на его уровне.

Уже лучше

Объединяем «Подробнее» с заголовком блока и увеличиваем иконку.

Стало

Блок стал компактнее и привлекательнее.

Вывод

Не игнорируйте правило близости. Собирая макет, в первую очередь определите внешние и внутренние расстояния. Следите чтобы первое было больше второго. И не забывайте про принцип схожести, иначе результат может быть плачевным:

Читайте также

Как мы сделали логотип лейбла JOOF Mantra

Как мы сделали логотип лейбла JOOF Mantra

Mantra — новое подразделение лейбла звукозаписи JOOF Recordings, основанного в Брайтоне в 1998 году. Под новым брендом лейбл будет издавать прогрессивную электронную музыку в жанрах Progressive и Psytrance.
Стояла задача разработать логотип для JOOF Mantra, но при этом сохранить логотип JOOF Recordings, то есть слово «JOOF» должно остаться неизменным.

9 декабря 2015
Переверстка макета афиши

Переверстка макета афиши

В прошлый статье я рассказала про объекты в модуле и композиции из модулей. Сегодня применим этим знания и попробуем улучшить макет.

15 ноября 2016
Процесс создания логотипа коуча

Процесс создания логотипа коуча

Новая работа студии — логотип для персонального и бизнес-тренера Родиона Копяла.

8 июля 2015